Кажымукан Мунайтпасов (1871-1948).Известный мастер классической борьбы, легендарный казахский палуан(борец) Кажымукан Мунайтпасов родился в начале апреля 1886 г. в Акмолинской области. Родословная его связана с родом кыпшак, родовым подразделением алтыбас, который славен подвигами своих батыров. Один из дедов Кажымукана, в четвертом поколении - батыр Шади, живший во времена хана Абылая. В 1904 году по рекомендации известного русского циркового борца А.Н.Злобина Мунайтпасов был принят в школу И.В.Лебедева в Петербурге, где обучался цирковому искусству классической борьбы с 1905 по 1907 годы. Со следующего года начал выступать в составе цирковой труппы профессионального борца, чемпиона мира Георга Луриха. Под псевдонимами, как тогда было принято, Ямагата-Муханура, Кара-Мустафы, Махмута и др. он участвует в международных соревнованиях по французской и вольной борьбе. Спустя время Мунайтпасов становится победителем и призером турниров в Саратове, Казани, Омске, Троицке, Уфе и других городах, а также международных чемпионатов в Москве, Киеве, Риге, Минске, Париже, Варшаве, Харбине. В составе труппы совершает турне по странам Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока. В 1909-1911 гг. успешно выступил в схватках с сильнейшими турецкими борцами. Эта поездка оказалась судьбоносной: как признание силы и таланта в ходе этого турне, в его имени появилась приставка кажи ("хаджи"). В 1909 г. на чемпионате мира по французской борьбе в Гетеборге (Швеция) Кажымукан становится обладателем золотой медали. Золотую медаль он завоевывает и на мировом чемпионате в Варшаве (1911 г.). В 1913 г. в г. Троицке степной богатырь одержал победу над 18 борцами из разных стран. Под именем Кара Иван Мунайтпасов защищал спортивную честь России в Кабуле, Тегеране, Харбине и других городах. Обаятельный и добродушный казахский палуан дружил со знаменитыми борцами: И.М.Поддубным, И.М.Заикиным, И.Шемякиным. Ему пришлось бороться на ковре со всемирно известными богатырями - эстонцем Алексом Абергом, поляком Станиславом Збышко- Цыганевичем, турком Нурла, Ципсом, японцем Саракики Джендофу. В советском Казахстане К.Мунайтпасов отдает свои силы на организацию передвижного цирка. Участвует в выступлениях в Петрозаводске, Фрунзе, Ташкенте, Одессе, Пензе, Семипалатинске. В 1927 году Президиум ЦИК Казахской АССР присвоил Кажы-мукану почетное звание "Богатырь казахских степей". Показательные выступления атлета производили на зрителей незабываемое впечатление. Среди номеров были: разбивание тяжестей на груди, завязывание железного лома в узел на голой шее, поднятие нескольких человек на вытянутых руках и т.д. В 1929 - 1931 гг. он выступает в Петропавловске, Омске, Новосибирске, на Алтае. Известен факт, что он своим авторитетом способствовал освобождению своих родственников, которые были "раскулачены" и оказались на выселении в Омской области как "байские элементы". Трагедия 30-х годов глубоко печалила Кажымукана, который прилагал все силы, чтобы выручить из беды страдальцев. Любовь народа богатырь заслужил и своим гражданским поступком в военную пору. В годы Великой Отечественной войны Кажымукан выступал с цирковыми представлениями среди населения, а вырученные средства перечислял в Фонд обороны. На эти средства был построен самолет-истребитель. Борца наградили орденом "Знак Почета". К сожалению, последние годы жизни знаменитого атлета (он жил и скончался в 1948 году в маленьком селении (ныне - им. Кажымукана Арысского района Южно-Казахстанской области) оказались безрадостными: оставшись без внимания со стороны властей, вынужден был продавать за бесценок медали, чтобы содержать семью. Ему было отказано в возможности посетить своего лучшего друга Ивана Поддубного, судьба которого сложилась тоже драматично. Власти полагали, что, будучи за рубежами Союза, атлеты поддались антисоветской пропаганде и представляли потенциальную опасность для системы. НКВД преследовал спортсменов за их якобы служение царизму и прочие "преступления". Мало известно о последнем периоде жизни знаменитых атлетов, по всей видимости, и по этой причине. Словом, много еще неисследованного в биографии Кажымукана, оставившего свой неповторимый след в истории спорта и физической культуры страны. Супруга Мунайтпасова, Батима, (в девичестве Надежда Чепковская) разделила судьбу мужа. Будучи артисткой цирка, она познакомилась с Кажымуканом в Риге в 1909 году. Свадьба молодых состоялась в Омске, Надежда приняла мусульманскую веру и новое имя - Батима. Они воспитали двух сыновей, назвали их Калиолла и Абдолла. Батима скончалась в 1966 г. на руках своей внучки, Разин Калиоллаевны Мукановой, в с. Редком Называевского района Омской области, где и сейчас живут потомки Кажымукана. В 1937-1938 гг. атлет был вынужден укрываться от НКВД в Южном Казахстане. Потомки борца проживают ныне и на юге республики. Много лет спустя имя Кажымукана Мунайтпасова было возвращено благодаря энтузиазму деятелей культуры. В 1959 г. в Алматы вышла документальная повесть К.Абдыкадырова "Кажымукан" (переезд. в 2003), в 1964-м - одноименный роман М.Танекеева. Кажымукан стал одним из героев книги Л.Н. Мартынова "Воздушные фрегаты" (Москва, 1974). Документальная повесть А.Буркитбаева "Хаджи-Мукан" увидела свет в 1978 г. В канун 130-ия палуана издательство "Ордабасы" выпустило фундаментальное историко-документальное повествование под названием "Кажымукан каганаты". В объемистом томе собраны воспоминания родных, друзей, стихи о знаменитом борце. Издание хорошо проиллюстрировано редкими снимками Кажымукана Мунайтпасова. Борец часто бывал в Петропавловске, возвращаясь с соревнований из России. Друзьями его были знаменитый певец и композитор Иманжусип, борец Балуан Шолак и др. Он был человеком широкой души и большого сердца. Яркий образ борца смогли увидеть зрители. Так, на киностудии "Казахфильм" были отсняты документальный фильм "Хаджи-Мукан" в двух частях (1978, режиссер О.Абишев) и художественный фильм "Знай наших!" (1985, режиссер С.Ходжиков). Среди тех, кто проходил пробы на роль Кажымукана, был и наш земляк, известный поэт и исполнитель, рано ушедший из жизни, Ерик Аскаров. Именем Мунайтпасова названы улицы в Алматы и Семипалатинске, стадион в Астане, совхоз в Арысском районе Южно-Казахстанской области. В 1980 г. в селе Темирлановке Южно-Казахстанской области и на родине атлета открыт мемориальный дом-музей. В г. Шымкенте установлен памятник Кажымукану Мунайтпасову. Проводятся республиканские традиционные юношеские состязания борцов. Современные мальчишки и юноши имеют право знать кумиров прошлого, учиться у них лучшим человеческим качествам. Для этого необходимо пропагандировать наше наследие, заключающееся в достижениях наших земляков в разных отраслях культуры, проводить спартакиады и соревнования.
“Батыр казахского народа” - это официальное почетное звание, присвоенное в 1927 году ЦИК Казахстана Кажымукану Мунайтпасову - первому казаху, ставшему чемпионом мира по борьбе. Мукан Мунайтпасов родился в 1871 году в ауле Караоткель на территории Акмолинской области. Юношей Мукан Мунайтпасов работал у нервного крикливого богатея. Однажды в тине застрял громадный бык. Животное погибало. А помочь ему никто не мог. Никто, кроме Мукана. Мукан обвязал веревкой туловище бычины, перекинул веревку через свои широкие плечи, уперся могучими ногами в матушку-землю, напрягся до набухшей жилы на лбу и вытащил на берег эту жалобно мычащую рогатую тонну. Мукан обратил на себя внимание профессионалов еще в начале своей карьеры, встретившись с “Русским львом” Георгом Гаккеншмидтом. У “Льва” были победы чуть ли не над всеми чемпионами мира его времени. И физически он был поразительно силен - стоя на мосту, выжимал 145-килограммовую штангу. А вот Мукана, который делал первые шаги в большой борьбе, положить не смог. Поединок длился час и был прерван по какой-то мудреной причине, которую придумали судьи и которую Мукан так и не понял. Некоторую ясность позднее внес тренер “Дядя Ваня”, сказав, что Мукан “переполошил Льва”... Предстояла поездка в Турцию. Имя “Муханура” туркам ничего не говорило. И руководитель труппы Лурих предложил Мукану бороться под другим именем - Кара-Мустафа. - Понимаешь, был сильный борец Кара-Ахмет - один из идолов турецких зрителей, - убеждал Лурих. - Имя Кара-Мустафа должно их привлечь. И в самом деле привлекло. Особенно на схватку Кара-Мустафы в Стамбуле с турецким чемпионом Нуруллахом, громадиной в 155 килограммов, большим мастером турецкой “масляной” борьбы. 100-килограммовый Мукан был похож на стройного юношу рядом с этой живой горой. Борьба ногами в этой схватке разрешалась. Подсечки, зацепы, подножки - все применял Мукан. Удивительное дело: фанатичные турецкие зрители стали болеть за гостя. Уж очень красиво и смело боролся этот Кара-Мустафа! На двадцатой минуте Нуруллах оказался на спине. Главный приз был вручен Мукану. Но было нечто более важное, чем приз. Могучий казах приглянулся во время поединка Шакир-паше - сановному правителю Стамбула, который до начала схватки выяснил, что гость - мусульманин. Шакир-паша имел серьезные виды на этого сильного и такого ловкого борца, и он должен был точно знать, в самом ли деле этот человек мусульманской веры. Мукану предложили вместе с Шакир-пашой совершить хадж в благословенную Мекку. “Совершить хадж удается далеко не каждому правоверному”, - сказал Шакир-паша. Мукан не раздумывая согласился... В святых городах Мекке и Медине никакие зрелища не разрешались. Неподалеку от них в городе Джидде был организован борцовский турнир, в котором участвовали 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки. Мукан победил всех и стал чемпионом. Но главное было то, что после паломничества на святую землю он, Мукан Мунайтпасов, получил почетное звание Хаджи. Его стали называть Хаджи Мукан, Кажымукан... В 1909 году в Риге был организован большой международный турнир. Кажымукан провел десять победных схваток и вышел в полуфинал. Чемпион России Иван Яго, чемпион мира Алекс Аберг и третий призер мирового чемпионата Юхан Тигане тоже стали полуфиналистами. Журнал “Геркулес” назвал Яго “яркой звездой борцовского ковра”. Кажымукан погасил эту звезду мастерским броском через спину на 17-й минуте. С чемпионом мира Абергом Кажымукан свел поединок к ничьей и занял очень почетное на таком турнире второе место. Знатоки стали поговаривать, что “этому казаху будет что сказать и на официальном чемпионате мира”. Официальный чемпионат мира в Кельне, как объяснил Кажымукану его друг Вейланд, “немцы организовали не случайно”. Генрих Вебер и Франц Зауэрер уже выигрывали чемпионаты в других странах. Вот организаторам и хотелось, чтобы кто-то из двух сильнейших борцов Германии стал чемпионом на родине, на глазах у кельнской публики. “Выиграешь у этих двоих, и ты Мукан... Ладно, боюсь сглазить...” Друг не сглазил. Зауэрер лег на спину на 20-й минуте. Несколько меньше времени Кажымукану потребовалось на француза Кальве. И вот финал: Кара-Мустафа (Кажымукан уже никогда не менял этого псевдонима, освященного на святой земле) и чемпион мира Генрих Вебер. Немец и казах оказались друг для друга крепкими “орешками”. Они разошлись до следующего дня, хорошо понимая, что один из “орехов” должен быть расколот. На третьей минуте Кажымукан нырнул под руку соперника, оторвал его от ковра в заднем захвате и с высокой амплитудой, которая в те далекие времена почему-то не оценивалась, запустил Вебера в свободный полет через весь ковер. Обе лопатки Генриха плотно приклеились к ковру. Туше! Чистая победа! Кажымукан впервые в жизни стал официальным чемпионом мира. Он был награжден большой золотой медалью. Отныне все антрепренеры, все конферансье на всех последующих чемпионатах и турнирах должны будут представлять его - чемпион мира! Иван Поддубный, встретив Кажымукана в Петербурге, обнял его и сказал: “Поздравляю, друзяка! Нашего чемпионского полку прибыло. Теперь твоя техника поднялась до уровня твоей силы. Так держать, дорогой Мукан”. Впоследствии он выиграл еще много чемпионатов. В активе великого Кажымукана появились победы над чемпионами мира: Алексом Абергом (раньше он проигрывал этому выдающемуся борцу), Иваном Шемякиным, “железным” датчанином Иессом Педерсеном, Георгом Лурихом (в борьбе джиу-джитсу). Добивался почетных ничейных результатов в поединках с великими борцами Иваном Поддубным, Станиславом Збышко-Цыгыневичем, Иваном Заикиным. Был Кажымукан чемпионом мира и по вольной борьбе, и чемпионом Европы по джиу-джитсу. Школа казахша-курес помогла. Был дважды обладателем одного из самых почетных в мире призов - “Пояса короля Сигизмунда”. За все эти награды Кажымукан заплатил годами тяжелейшей тренировочной работы, заплатил многими славными победами. Заплатил и отсутствием постоянного жилья, отсутствием своего дома. Переезжал с женой, выступая на чемпионатах, из города в город, из одной страны в другую. Так и жил... Все свои звания Кажымукан добывал вдали от Казахстана, вдали от своей родины - в Европе, на Ближнем Востоке, в Китае, в Америке (в Соединенных Штатах он выиграл чемпионат по вольной борьбе). И когда батыра пригласили на чемпионат, который должен был состояться в городе Троицке, Кажымукан сразу же согласился: “Троицк же на границе с Тургайскими степями. Еду!”. Каким-то образом люди узнали, что к ним едет борец - хаджи. На маленьких и больших станциях его встречали тысячи людей. Слышалась родная казахская речь, люди дарили батыру подарки. Степные конники лихими скачками сопровождали поезд от станции к станции. Тебя, Мукан, как князя встречают!
Жизненный путь Кажымукана Мунайтпасова - пример беззаветного служения любимому виду спорта. В историю российской и казахстанской школы борьбы он вписал свое имя золотыми буквами.
И в завершении. В истории развития борьбы произошло знаменательное событие: состоялось подписание договора о сотрудничестве между Ассоциацией борьбы РК и компанией “GSM Казахстан”. В рамках данного сотрудничества компания “GSM Казахстан” с торговыми марками K’Cell и Activ публикует серию статей, посвященных истории борьбы в Казахстане..
Источник: www.np.kz
“Батыр казахского народа” - это официальное почетное звание, присвоенное в 1927 году ЦИК Казахстана Кажымукану Мунайтпасову - первому казаху, ставшему чемпионом мира по борьбе. Мукан Мунайтпасов родился в 1871 году в ауле Караоткель на территории Акмолинской области. Юношей Мукан Мунайтпасов работал у нервного крикливого богатея. Однажды в тине застрял громадный бык. Животное погибало. А помочь ему никто не мог. Никто, кроме Мукана. Мукан обвязал веревкой туловище бычины, перекинул веревку через свои широкие плечи, уперся могучими ногами в матушку-землю, напрягся до набухшей жилы на лбу и вытащил на берег эту жалобно мычащую рогатую тонну. Мукан обратил на себя внимание профессионалов еще в начале своей карьеры, встретившись с “Русским львом” Георгом Гаккеншмидтом. У “Льва” были победы чуть ли не над всеми чемпионами мира его времени. И физически он был поразительно силен - стоя на мосту, выжимал 145-килограммовую штангу. А вот Мукана, который делал первые шаги в большой борьбе, положить не смог. Поединок длился час и был прерван по какой-то мудреной причине, которую придумали судьи и которую Мукан так и не понял. Некоторую ясность позднее внес тренер “Дядя Ваня”, сказав, что Мукан “переполошил Льва”... Предстояла поездка в Турцию. Имя “Муханура” туркам ничего не говорило. И руководитель труппы Лурих предложил Мукану бороться под другим именем - Кара-Мустафа. - Понимаешь, был сильный борец Кара-Ахмет - один из идолов турецких зрителей, - убеждал Лурих. - Имя Кара-Мустафа должно их привлечь. И в самом деле привлекло. Особенно на схватку Кара-Мустафы в Стамбуле с турецким чемпионом Нуруллахом, громадиной в 155 килограммов, большим мастером турецкой “масляной” борьбы. 100-килограммовый Мукан был похож на стройного юношу рядом с этой живой горой. Борьба ногами в этой схватке разрешалась. Подсечки, зацепы, подножки - все применял Мукан. Удивительное дело: фанатичные турецкие зрители стали болеть за гостя. Уж очень красиво и смело боролся этот Кара-Мустафа! На двадцатой минуте Нуруллах оказался на спине. Главный приз был вручен Мукану. Но было нечто более важное, чем приз. Могучий казах приглянулся во время поединка Шакир-паше - сановному правителю Стамбула, который до начала схватки выяснил, что гость - мусульманин. Шакир-паша имел серьезные виды на этого сильного и такого ловкого борца, и он должен был точно знать, в самом ли деле этот человек мусульманской веры. Мукану предложили вместе с Шакир-пашой совершить хадж в благословенную Мекку. “Совершить хадж удается далеко не каждому правоверному”, - сказал Шакир-паша. Мукан не раздумывая согласился... В святых городах Мекке и Медине никакие зрелища не разрешались. Неподалеку от них в городе Джидде был организован борцовский турнир, в котором участвовали 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки. Мукан победил всех и стал чемпионом. Но главное было то, что после паломничества на святую землю он, Мукан Мунайтпасов, получил почетное звание Хаджи. Его стали называть Хаджи Мукан, Кажымукан... В 1909 году в Риге был организован большой международный турнир. Кажымукан провел десять победных схваток и вышел в полуфинал. Чемпион России Иван Яго, чемпион мира Алекс Аберг и третий призер мирового чемпионата Юхан Тигане тоже стали полуфиналистами. Журнал “Геркулес” назвал Яго “яркой звездой борцовского ковра”. Кажымукан погасил эту звезду мастерским броском через спину на 17-й минуте. С чемпионом мира Абергом Кажымукан свел поединок к ничьей и занял очень почетное на таком турнире второе место. Знатоки стали поговаривать, что “этому казаху будет что сказать и на официальном чемпионате мира”. Официальный чемпионат мира в Кельне, как объяснил Кажымукану его друг Вейланд, “немцы организовали не случайно”. Генрих Вебер и Франц Зауэрер уже выигрывали чемпионаты в других странах. Вот организаторам и хотелось, чтобы кто-то из двух сильнейших борцов Германии стал чемпионом на родине, на глазах у кельнской публики. “Выиграешь у этих двоих, и ты Мукан... Ладно, боюсь сглазить...” Друг не сглазил. Зауэрер лег на спину на 20-й минуте. Несколько меньше времени Кажымукану потребовалось на француза Кальве. И вот финал: Кара-Мустафа (Кажымукан уже никогда не менял этого псевдонима, освященного на святой земле) и чемпион мира Генрих Вебер. Немец и казах оказались друг для друга крепкими “орешками”. Они разошлись до следующего дня, хорошо понимая, что один из “орехов” должен быть расколот. На третьей минуте Кажымукан нырнул под руку соперника, оторвал его от ковра в заднем захвате и с высокой амплитудой, которая в те далекие времена почему-то не оценивалась, запустил Вебера в свободный полет через весь ковер. Обе лопатки Генриха плотно приклеились к ковру. Туше! Чистая победа! Кажымукан впервые в жизни стал официальным чемпионом мира. Он был награжден большой золотой медалью. Отныне все антрепренеры, все конферансье на всех последующих чемпионатах и турнирах должны будут представлять его - чемпион мира! Иван Поддубный, встретив Кажымукана в Петербурге, обнял его и сказал: “Поздравляю, друзяка! Нашего чемпионского полку прибыло. Теперь твоя техника поднялась до уровня твоей силы. Так держать, дорогой Мукан”. Впоследствии он выиграл еще много чемпионатов. В активе великого Кажымукана появились победы над чемпионами мира: Алексом Абергом (раньше он проигрывал этому выдающемуся борцу), Иваном Шемякиным, “железным” датчанином Иессом Педерсеном, Георгом Лурихом (в борьбе джиу-джитсу). Добивался почетных ничейных результатов в поединках с великими борцами Иваном Поддубным, Станиславом Збышко-Цыгыневичем, Иваном Заикиным. Был Кажымукан чемпионом мира и по вольной борьбе, и чемпионом Европы по джиу-джитсу. Школа казахша-курес помогла. Был дважды обладателем одного из самых почетных в мире призов - “Пояса короля Сигизмунда”. За все эти награды Кажымукан заплатил годами тяжелейшей тренировочной работы, заплатил многими славными победами. Заплатил и отсутствием постоянного жилья, отсутствием своего дома. Переезжал с женой, выступая на чемпионатах, из города в город, из одной страны в другую. Так и жил... Все свои звания Кажымукан добывал вдали от Казахстана, вдали от своей родины - в Европе, на Ближнем Востоке, в Китае, в Америке (в Соединенных Штатах он выиграл чемпионат по вольной борьбе). И когда батыра пригласили на чемпионат, который должен был состояться в городе Троицке, Кажымукан сразу же согласился: “Троицк же на границе с Тургайскими степями. Еду!”. Каким-то образом люди узнали, что к ним едет борец - хаджи. На маленьких и больших станциях его встречали тысячи людей. Слышалась родная казахская речь, люди дарили батыру подарки. Степные конники лихими скачками сопровождали поезд от станции к станции. Тебя, Мукан, как князя встречают!
Жизненный путь Кажымукана Мунайтпасова - пример беззаветного служения любимому виду спорта. В историю российской и казахстанской школы борьбы он вписал свое имя золотыми буквами.
И в завершении. В истории развития борьбы произошло знаменательное событие: состоялось подписание договора о сотрудничестве между Ассоциацией борьбы РК и компанией “GSM Казахстан”. В рамках данного сотрудничества компания “GSM Казахстан” с торговыми марками K’Cell и Activ публикует серию статей, посвященных истории борьбы в Казахстане..
Источник: www.np.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий